Изучаем азы работы с фрезером по дереву

Особенности

Художественное выпиливание лобзиком – это уникальная возможность проявить свои творческие таланты и найти себе хобби по душе. Простейшие узоры выпиливания может освоить даже ребенок. Однако здесь имеются свои особенности, о которых следует знать перед тем, как приступать к работе.

Резьбу можно делать на самых простых материалах, например, фанере или небольших древесных дощечках. Позже, когда появится опыт работы, можно приступать и к более сложным формам работы – выпиливанию узоров на предметах интерьера.

Существует несколько основных типов резьбы лобзиком. Осваивать технику следует с самого простого из них.

Еще одна особенность художественной резьбы по дереву этим инструментом кроется в том, что во время ее выполнения чаще всего требуется использование сразу нескольких лобзиков. Одни предназначены для вырезания мелких деталей, другие – для крупных. Поэтому необходимо иметь в арсенале минимум два вида такого инструмента.

Разбираем просто вариант с заоваленным фоном (контуром)

Для выполнения резьбы данного рода вдоль контура эскиза вырезают канавки, которые после заоваливают (скругляют) как со стороны фона, так и со стороны орнамента.

Сначала делают надрезы ножом-косяком вдоль контура. На закруглениях срезы выполняются с использованием полукруглых стамесок подходящей ширины.

Фон рисунка снимается так же ножом или прямой стамеской, выдерживая 30-градусный наклон среза к плоскости заготовки.

Со стороны изображения орнамента контур следует заоваливатъ круче, со стороны фона – отлого, это позволит рисунку выглядеть более выпуклым. По окончании заоваливания с помощью резцов можно отшлифовать изделие мелкой шкуркой.

С подобранным фоном.

Разница между резьбой с подобранным фоном и плоскорельефной резьбой с заоваленным фоном заключается в том, что фон вокруг орнамента снимают с одним выбранным для всего изделия углом наклона к плос­кости заготовки (30-45°) и далее не обрабатывают (не скругляют) режущим инструментом и не шкурят.

С поду­шечным фоном.

Резьба с подушечным фоном – это разновидность резьбы с заоваленным контуром. Разница лишь в том, что фон не остается плоским и может быть ниже плоскости орнамента изделия. У возвышения орнамента над фоном есть свои плюсы, но и свои минусы. Работа по срезу всего фона на одинаковую высоту занимает довольно много времени, особенно при больших объемах. К тому же эта работа требует сноровки и аккуратности, чтобы не испортить изделие.

С выбранным и поднутренным фоном.

Данный вид отличается от других тем, что вокруг основного рисунка создают углубления, из-за чего изображение словно возвышается над фоном на различную высоту (обычно в пределах 5-7мм), оказываясь более глубоким и интересным внешне.

Увидеть и почувствовать разницу между разными видами резьбы очень сложно. Зачастую многие виды комбинируются в одном изделии, из-за этого не стоит давать четких определений и разворачивать на этой почве каких-либо споров..

Вам повезло: коробления нет

Если выбранная доска попадает в эту категорию, можете считать, что «дело в шляпе». Независимо от длины доски удастся быстро получить прямую кромку, воспользовавшись строгально­-фуговальным станком. Если его нет, опилите грубые кромки до­ски на круглопильном станке.

Прямую кромку на досках такого типа также можно получить с помощью фре­зера. Если пласти доски не остроганы, используйте направляющую доску, име­ющую гладкую пласть и прямую кром­ку, прикрепив ее к заготовке сверху, как показано на фото внизу. Ис­пользуйте копирующую фрезу с верх­ним подшипником. Установите направ­ляющую доску с небольшим отступом от края заготовки — это расстояние соответ­ствует объему материала, который бу­дет удален при обработке. Если необхо­димо, выполните два прохода.

При использовании данного способа прижимайте к продольному упору наиболее прямую кромку доски, чтобы избежать обратного удара. Опилив противоположную грубую грань доски (фото слева), передвиньте продольный упор, переверните доску так, чтобы ее новая кромка была обращена к упору, после чего опилите вторую грубую кромку (фото справа).

Если пласти доски остроганы, зафикси­руйте направляющую (это может быть ровная доска либо самодельная или покупная шина) на заготовке так, что­бы при перемещении вдоль нее фрезер удалял за один проход слой толщиной не более 1,5 мм (фото внизу) Сделайте столько прохо­дов, сколько потребуется для получения прямой кромки.

Установив подошву фрезера на направляющую доску, ведите подшипник фрезы вдоль ее кромки. Снимайте не более 1,5 мм материала за один проход. Используйте фрезу с восходящей или нисходящей спиралью, либо прямую фрезу, длина лезвий которой больше толщины заготовки.

Отшлифуйте небольшую фаску на обращенном к фрезе крае пласти — это предотвратит застревание заготовки при ее подаче.

Прямую кромку можно сделать и на фре­зерном столе, но это потребует чуть бо­лее сложной настройки. Вначале зажмите в цангу закрепленного в столе фрезера прямую или спиральную фрезу и уста­новите вылет фрезы, немного боль­ший, чем толщина заготовки. Отрегу­лируйте переднюю часть параллельного (продольного) упора так, чтобы за один проход снять не более 1,5 мм материала. Заднюю часть параллельного упора установите вровень с лезвиями фрезы. Если параллельный упор не имеет раз­дельных передней и задней частей, при помощи струбцины или двухсторонне­го скотча прикрепите к задней полови­не упора кусок слоистого пластика тол­щиной, соответствующей снимаемому слою материала (фото справа).

Распространенные приемы

Самые широко используемые приемы фрезеровки дерева – выравнивание поверхности, выборка пазов, фрезерование края и работа по шаблону. Чаще других применяется работа по шаблону. Этот прием представляет собой точное скольжение копировальной втулки по кромке трафарета. Такой способ работы позволяет намного упростить выполнение шпоночных пазов, торцовок, фигурных вырезов, раскроя деталей, выполнение декоративных элементов. Шаблон изготавливают из фанеры 8-12 мм толщиной. На нее наносится рисунок и выпиливается электролобзиком. С помощью шаблона можно выполнить любой затейливый узор, выточить мелкие детали, скопировать нужное количество одинаковых фрагментов изделия. Фрезер по закрепленному шаблону передвигается с высокой точностью, что позволяет отразить на деревянной поверхности желаемый результат высокого качества.

Фрезерование кромки можно осуществлять как с шаблоном, так и без него. Для этого используют прямые кромочные фрезы. Шаблоном может послужить любая ровная доска, длиннее обрабатываемой заготовки. Это нужно для исключения образования неровностей по краям кромки.

Для выполнения фигурной кромки необходимо подготовить поверхность. В первую очередь надо выровнять обрабатываемую кромку заготовки прямой кромочной фрезой. В противном случае она повторит кривизну кромки, по краю которой будет двигаться ролик. После этого необходимо изготовить шаблон с нужным рисунком. Его фиксируют на рабочей поверхности и выполняют вырезание по контуру. Если нужно снять большой слой для получения требуемого рисунка, то используют лобзик, а чистовую работу выполняют фрезой, иначе она быстро затупится.

С помощью фигурной (галтельной) фрезы можно выполнить на деревянной заготовке продольный рисунок. Это можно сделать с помощью шаблона или специального упора.

Изучив фрезерное устройство и научившись его правильно использовать, можно намного упростить и ускорить столярные работы, одновременно повысив их качество. А резьба по дереву, выполненная своими руками с помощью фрезера, украсит интерьер и станет объектом гордости за выполненную работу.

Типичный случай: небольшой изгиб

Большинство досок этой категории ко­робится при разбухании или усушке, адаптируясь к влажности окружающей сре­ды. Планируйте будущую прямую кром­ку таким образом, чтобы получить на ли­цевых поверхностях изделия эффектный текстурный рисунок. Доски, относящиеся к данной категории, обрабатываются по- разному в зависимости от их длины.

Доски длиной менее 0,3 м обрабатываются быстро

Для коротких досок используйте наиболее простые варианты: строгально-фуговальный, круглопильный станки или ленточную пи­лу. Строгальный станки обычно оказыва­ется быстрее, даже если для получения прямой кромки потребуется выполнить несколько проходов. Такая же техника ис­пользуется и при пилении на станках: до­ска распиливается продольно, при этом вдоль параллельного упора движется ее вогнутая кромка. Полученные таким спо­собом кромки, будучи прямыми, имеют следы пиления, которые можно быстро удалить за один проход на строгальном станке. Фрезерный стол позволит полу­чить такое же качество, что и строгальный станок, однако для его настройки требу­ется больше времени.

Правильно выбирайте инструменты для получения прямых кромок

Инструменты и приемы, применяемые для спрямления кромок, различаются в зависимости от степени изгиба и длины доски. Пользуйтесь данной схемой принятия решений для выбора инструментов и приемов, оптимальных для использования в каждой конкретной ситуации. Дополнительные варианты описаны в статье.

Доски длиной 0,3-0/9 м: множество возможностей

С досками такой длины (толщина и ширина доски могут быть любыми) у вас имеется выбор из наибольшего числа вариантов. На строгальном станке такие доски мож­но обработать двумя способами. Первый из них представляет собой обычное стро­гание вогнутой кромки с небольшим съе­мом материала за каждый проход, пока кромка не станет прямой. Второй вари­ант предполагает выполняемое в несколь­ко проходов предварительное строгание сначала одного края доски, а затем дру­гого, как показано на рисунке вверху. Так повторяют до тех пор, пока изгиб не исчезнет поч­ти полностью, после чего строга­ют всю кромку доски целиком. Ленточная пила и круглопильный станок также справятся с задачей, но лишь с одним существенным дополнением.

Чтобы обеспечить контакт вогнутой кромки доски с продольным упором при об­работке досок длиной более 30 см, добавьте длинную накладку, как по­казано на фото ввнизу слева. Дли­на накладки равна удвоенной дли­не заготовки, увеличенной на 300 мм. Отцентрируйте накладку отно­сительно пильного диска и закре­пите ее на продольном упоре станка при помощи струбцин или двусто­роннего скотча на тканевой основе.

Вспомогательный упор обеспечивает прямолинейное движение заготовки, благодаря которому опиленная кромка будет прямой.

Изготавливая вспомогательный продольный упор для фрезерного стола, сделайте в его середине вырез, чтобы фреза вращалась свободно.

Прямые кромки начинаются в магазине

Покупая пиломатериалы, отбирайте самые лучшие доски, уделяя особое внимание текстурному рисунку и тому, как он будет выглядеть на готовом изделии. Вы можете приоб­рести нестроганый материал, либо имеющий две остро­ганные пласти или же остроганный по обеим пластям и по обеим кромкам

Последний вариант, являясь более затрат­ным, часто решает проблемы получения прямой кромки. Однако даже такие доски могут покоробиться. Покоробленные доски, несмотря на сложность работы с ними, также могут быть хорошим материалом. Плоскую доску с искривленными кромками (фото справа) лег­ко обработать до получения прямых кромок, следуя схе­ме принятия решений.

Материалы и инструменты

Чтобы начать осваивать данный вид творчества и даже сделать самое простое изделие, нужно подготовить необходимые материалы и инструменты. Могут пригодиться как обычные, которые используются в любой работе, так и профессиональные, без которых не получится создать четкий и качественный узор.

Для работы следует подготовить следующие инструменты:

  • пилу;
  • дрель;
  • напильник;
  • нож-косяк;
  • стамески – плоские, полукруглые, уголковые, скобчатые;
  • клюкарзы (специальный вид стамески, помогающий сделать углубления).

Неправильно думать, что для первого опыта сойдут самые простые и дешевые экземпляры. Здесь действует совсем другое правило. Чем качественнее все приспособления, тем успешнее будет первый опыт. Так, возможно, возникнет желание и дальше создавать красивые вещи своими руками и осваивать другие виды резьбы по дереву.

Не менее важное значение имеет и выбор материала. Не каждый вид древесины подходит для творчества

Вот какие материалы рекомендуют использовать резчики по дереву:

  • липа;
  • ольха;
  • береза;
  • дуб;
  • груша.

Хорошим вариантом считается и ольха, несмотря на то что этот вид древесины более плотный. Но найти его не всегда представляется возможным. К более твердым породам относят березу, но и она подходит для начинающих резчиков. Только нужно учитывать, что после высыхания береза подвержена деформации.

Дуб позволяет делать идеальные работы, но при наличии острого инструмента и определенного опыта мастера. А вот груша благодаря своей плотности и однородности позволяет делать самую тонкую работу. Материалы, как и инструменты, нужно подбирать тщательно, чтобы работать было легко и приятно. Сначала из дерева выпиливают заготовки, потом их просушивают, обрабатывают, а затем уже наносят рисунки для резьбы.

Виды резьбы по дереву

Современные техники деревообработки не имеют четкой классификации. В одном изделии может сочетаться несколько видов деревянной резьбы. Художественная обработка дерева условно может быть разделена на следующие виды:

  1. Плосковыемчатая резьба, где фон – плоская поверхность, а рисунок создается из выемок различной формы.
  2. Плоскорельефная резьба, где узор создается с помощью выборки фона.
  3. Рельефная резьба, где отсутствуют плоские поверхности, идет глубокая прорисовка фона и детальная выборка элементов.
  4. Прорезная резьба, характеризуется отсутствием фона. Узор получается ажурный, кружевной.
  5. Скульптурная резьба, отличающаяся объемным изображением. В этой технике изготавливают игрушки, фигурки людей и животных, деревянные колонны в архитектуре и так далее.

Плосковыемчатая резьба по дереву

В данном виде обработки древесины фоном является ровная поверхность изделия, а рисунок создается за счет выемок различной формы. Декоративная резьба по дереву в плосковыемчатой технике в зависимости от характера выемок может быть контурной и геометрической:

  1. Контурная резьба по дереву или растительная схожа с гравировкой по металлу, но выполняется иными инструментами, а линии более широкие и глубокие. Данная техника проста в исполнении и может быть выполнена на фанере.
  2. Геометрическая резьба имеет такое название благодаря орнаменту, который изображается с помощью этой техники. В основном это геометрические элементы: ромбы, треугольники, окружности.

Плоскорельефная резьба по дереву

Данная техника декоративной обработки дерева является одной из распространенных. Ручная обработка древесины в этом случае заключается в фоновой выборке вокруг узора, и в итоге рисунок получается равномерным по глубине для всей композиции. В этом технике изображают животных, людей, растительные орнаменты. Применяется в прикладном творчестве и в архитектуре.

Рельефная резьба по дереву

Выразительная и живописная техника. Ее отличает обилие светотеней и трехмерность изображения, детали элементов проработаны до скульптурных. В зависимости от вышины возвышения рисунка над фоном различают:

  1. Барельефную резьбу, когда узор возвышается до половины от толщины всей композиции.
  2. Горельефную резьбу, когда узор выступает более, чем на наполовину.

В качестве сюжета для рельефной резьбы могут быть использованы геометрические фигуры, изображения растений и животных, символы. Выразительность изделия зависит от материала древесины. Для этой техники больше всего подходят бук, береза и дуб. Ажурная резьба по дереву (или по-другому, прорезная резьба) в сочетании с контурной, геометрической и рельефной техниками придает необычайную воздушность и нежность изделию.

Прорезная резьба по дереву

В этом виде деревообработки из полотна фон полностью удаляется пилкой или долотом. По-другому этот вид именуют как сквозная резьба по дереву. В основном применяется в мебельной сфере. Крупномасштабные изделия используются в украшении фасадов зданий: в декоре балконов, наличников, карнизов и именуются как «домовая резьба». Для прорезной техники используют древесину сосны, ольхи, березы, или осины, как правило, толщиной 1-2 мм. В наше время данная техника резьбы используется для украшения беседок и дачных домиков.

Скульптурная резьба по дереву

Эта техника изготовления изделий отличается от всех перечисленных обработкой заготовки со всех или нескольких сторон. Могут быть использованы различные инструменты, но главными являются ножи-косяки и стамески. Применяется этот вид резьбы по дереву в архитектуре (при создании колонн, балясин, резных столбов балконов), при изготовлении ножек дорогой мебели. Очень красиво и реалистично в данной технике — скульптурная резьба по дереву получаются фигурки животных и людей.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector