Стол из эпоксидной смолы: виды, мк по изготовлению с видео (50 фото)
Содержание:
Достоинства и недостатки
Ни один материал нельзя назвать абсолютно идеальным. Пользователь лишь выбирает, какие достоинства имеют решающее значение, и какими недостатками он готов пренебречь. Не является исключением и эпоксидная смола в плане материала для изготовления мебели, в частности, столешниц. Некоторые свойства, описанные ранее, можно считать достоинствами, однако они, возможно, не так очевидны в контексте, поэтому приведем более конкретный перечень плюсов и минусов смолы. Они помогут мастеру выбрать подходящую марку, ведь именно минимизация недостатков входит в список приоритетных его задач.
Полимер не дает усадки. В данном отношении все предельно просто. Какую бы марку смолы мастер ни выбрал, ему удастся избежать усадки, так как это уникальное качество присуще всем видам эпоксидных смол, независимо от отвердителя.
После заливки смолы, благодаря своей текучести, образует ровную поверхность. Опытные мастера советуют более вязкие компаунды использовать для производства украшений и сувениров. Что же касается заливки столешниц, то здесь следует отдать предпочтение материалу с низкой вязкостью
Смола должна проникнуть в углы формы, а также заполнить все полости декоративных наполнителей.
Рекомендуется осторожно обращаться с поверхностью, тем не менее, она достаточно крепкая. Она не подвержена появлению сколов и порезов, а рекомендации даны для снижения факторов риска.
Столы из эпоксидки могут устанавливаться в любых помещениях
Смола устойчива к воздействию влаги, ведь в промышленности она используется в качестве материала для гидроизоляции
Это очень важное свойство, так как на кухне мебель испытывает перепады температур и повышенную влажность.
Прозрачность смолы не снижается даже при длительном воздействии солнечного света. Здесь компаунд выглядит более выгодно по сравнению с пластиком, который со временем желтеет, мутнеет и растрескивается.
Наконец, необходимо отметить вариативность цветового оформления
Высокая степень адгезии полимера позволяет создавать различные дизайнерские проекты, как по наполнению, так и по цветовой гамме.
Теперь перейдем к недостаткам. Их тоже нужно учитывать при выборе компаунда.
- Одним из требований значится четкое соблюдение пропорций основного компонента и отвердителя. Этот недостаток никак не отразится на процедуре выбора марки смолы, так как все производители предъявляют к пользователям такое требование.
- Если современные ювелирные смолы безопасны даже в жидком состоянии, то при работе с эпоксидкой для столешниц необходимо соблюдать правила безопасности и использовать средства защиты. Застывшая смола не испускает токсинов и не наносит вреда здоровью.
- При резком охлаждении смолы в процессе ее полимеризации образуются взвеси в виде хлопьев, поэтому необходимо строго соблюдать температурный режим. Обычно смолу предварительно подогревают до 50°C градусов, но если хлопья выступили из-за низкой температуры в комнате, то необходимо готовую столешницу нагреть и охладить менее интенсивным способом.
Подготовка материала
Эпоксидная смола может сочетаться с различными материалами, так как особых требований к их физическим свойствам не предъявляется. Не допускается только применение порошкообразных и жидких веществ, которые могут образовывать взвеси. Обычно столешницу декорируют деревом, металлом или пластиком. Столешница для кухни должна быть не только красивой, но и экологически безопасной, поэтому самым подходящим вариантом служит именно древесина.
Правильно подобрать древесину сможет не каждый. Если пошаговая инструкция определяет последовательность действий, начиная с приготовления смеси эпоксидки, то подготовительные работы, как правило, редко рассматриваются
Тем не менее, данному этапу следует уделить должное внимание
В то же время древесина должна быть сухой, так как влага будет образовывать в области соприкосновения с эпоксидкой мелкие пузырьки, что существенно повлияет на внешний вид рисунка. Идеальным вариантом является слэб, который представляет собой продольный спил ствола дерева произвольной толщины. Для сохранения натуральной картины спил не обрабатывается и не обрезается. Наличие коры или сучков только придаст картине оригинальности.
После подбора древесины необходимо спланировать, как она будет разложена внутри будущей плиты. Одним из вариантов является имитация реки. Для этого две доски укладываются в основании, а между ними оставляется пространство, которое впоследствии будет залито подкрашенной смолой. Дощечки подгоняют друг к другу или же укладывают на плите в хаотичном порядке. Интересные варианты получаются при использовании круглых плашек, образующихся при поперечном распиле ствола. При желании доски можно полировать, обрезать и сравнивать края, делать их фигурными с помощью фрезера. В данном отношении четких инструкций нет, ведь все зависит от возможностей и фантазии.
Следующий шаг очень важный. Необходимо обработать деревянные элементы. Если доски обрабатываются, то их следует зачистить наждаком, а пылинки тщательно смести. Но в том случае, когда кора оставляется, придется обеспечить ее целостность
Обратите внимание на состояние сучков и червоточин. Кусочки древесины, которые начали отгнивать, лучше сразу удалить
Рельеф зачищается щеткой.
Подчеркнуть рисунок помогает обработка морилкой. Структура волокон становится более контрастной. Как вариант рассматривается обжиг древесины паяльной лампой. Чтобы оставшиеся мелкие частицы стружек и пыли не попали в смолу, каждый элемент покрывают слоем грунтовки. В целях экономии материала допустимо грунтовать тонким слоем эпоксидной смолы, но приготовить ее нужно ровно столько, сколько потребуется для покрытия всех элементов. Основной состав пока еще готовить рано.
При наличии сложного рельефа придется проделать еще одну подготовительную работу. Жидкой смолой заливаются все полости, поры и неровности. Места заливки подогреваются, чтобы из полостей выходил воздух. Если данной процедурой пренебречь, то при заливке основного слоя может образоваться пузырек с воздухом, а избавиться от него будет гораздо сложнее.
После того, как полости будут залиты, еще раз шлифуется поверхность, и элемент покрывается тонким слоем смолы. Любая дополнительная манипуляция увеличивает время изготовления на несколько часов. Заниматься производством необходимо спланировав свое расписание, так как может потребоваться несколько недель для одной столешницы.
Особенности материала
Эпоксидную смолу часто используют в мастер-классах по изготовлению украшений, поделок, скульптур и предметов интерьера. Особой популярностью пользуется прозрачная эпоксидка, имеющая огромный простор для фантазии. В состав эпоксидки для заливки входят синтетические соединения олигомеров, спирты, ряд иных компонентов. Для получения нужных свойств в средство необходимо влить отвердитель — только после этого смола может затвердеть.
В зависимости от количества отвердителя, введения иных веществ, смола для изделий может обретать разные характеристики. Она способна стать твердой или превратиться в клей, быть сверхпрочной или подобной резине. Для залива обеденных столов надо использовать твердые смолы, причем как для создания новой мебели, так и реставрации старой. Именно такое покрытие будет стойким к истиранию и долговечным.
Достоинства и недостатки столешниц из эпоксидки
Огромным преимуществом изделий является их уникальный дизайн. Столешница может иметь любой вид, какой пожелает пользователь. Для украшения стульев, журнальных столиков, кухонных и даже письменных столов используют разные материалы — куски дерева и стекла, спилы пней, камни, фольгу и глиттер, опилки и песок. Применяют и ракушки, мраморную крошку, гальку, сувениры и деньги, сухие цветы и листья. Смолу можно покрасить в любой цвет вплоть до самого насыщенного тона, добиться эффекта ландшафта, моря, реки и т.д.
Прочие достоинства изделий таковы:
- полная водонепроницаемость, возможность мытья;
- переносимость многих бытовых средств;
- отсутствие усадки в процессе эксплуатации, сохранение формы, начального цвета;
- отсутствие деформаций и реакции на умеренное механическое воздействие.
При выборе данной технологии нужно учесть ее недостатки. Себестоимость стола на кухню, в гостиную, столешницы в ванную будет высокой. Расход на 1м2 эпоксидки большой, может уйти 10-20 л смолы и более. При нарушении последовательности действий, при малейшей оплошности внутри появятся пузырьки воздуха, избавиться от которых сложно.
Как обновить старый стол эпоксидкой
Если в вашем интерьере есть старый стол, не торопитесь от него избавляться. Предмет можно не только отреставрировать, но и сделать довольно привлекательным, применяя всевозможный декор.
Инструкция по восстановлению такова:
- Удаляют поврежденные и гнилые места, старое покрытие. Поверхность хорошо высушивают.
- Выкладывают элементы декора. Если используются легкие детали, их приклеивают, чтобы избежать всплытия.
- Заливают смолу.
- После высыхания стол шлифуют и покрывают слоем лака.
Процесс реставрации старых столов эпоксидкой – процедура не из простых, но если учесть все нюансы технологии, то можно создать настоящий шедевр.
Приобретение и подготовка слэба к работе
Как начинающему, мне казалось, что работа будет сверхсложной, однако такое мнение было лишь до момента, когда я приступил к изготовлению стола. После этого всё отошло на второй план. Остался лишь интерес, что же получится в итоге.
Слэб мне обошёлся очень дёшево, я его приобрёл на ближайшей пилораме практически за бесценок. При этом у меня был выбор, хотя и не богатый. Я купил срез массива карагача с немного подгнившим пятном посередине – такой выглядит красивее в итоге. Привезя его во двор, я отпилил необходимую длину, выбрав более структурную часть слэба.
Слэб был отпилен по нужной длине, после чего я приступил к его дальнейшей обработке
По причине того, что на такой станок, как рейсмус, у меня средств не было, я соорудил некое подобие подвижной платформы, на которую был установлен ручной фрезер. Если кому-то будет интересно, как я его изготовил, напишу об этом отдельно. Сейчас же статья будет посвящена исключительно изготовлению стола.
Платформа с фрезером справилась с задачей практически идеально, за исключением некоторых мелочей.
Фрезер довольно неплохо справляется с задачей рейсмуса
Пришлось сделать несколько проходов по слэбу, потратив на это около трёх часов, но нужный результат был достигнут.
После первого прохода видно, что слэб только начал выравниваться
Небольшие неровности пришлось зашлифовать. Это сделать несложно, если под рукой есть необходимое оборудование. Только не стоит выполнять эту работу рубанком. При таком подходе есть риск того, что столешница будет неровной. В случае с заливным столом это неприемлемо.
Оставшиеся неровности были удалены при помощи шлифмашинки
Удаление ненужных частей слэба
Обязательно нужно удалить всю кору, причём это касается не только наружных частей среза. Посередине, как я упоминал, на приобретённом слэбе было подгнившее место. Его я также удалил при помощи обычной стамески.
Удаляем все ненужные части древесины, придавая слэбу нужную структуру
Когда доска была отшлифована, а ненужные части удалены, я распилил её вдоль, оставив очищенное пятно в стороне от реза. Таким образом, получились две половины будущего стола. При этом прямые срезы должны были оказаться по бокам, образуя торцы столешницы. Можно было приступать к изготовлению формы для заливки. Получившиеся доски я расположил на деревянном верстаке, покрытом полиэтиленовой плёнкой. В этом была моя ошибка, но на ней я остановлюсь немного позднее.
Слэб был распилен вдоль, немного в стороне от центра, обычной циркулярной пилой
Разнообразие вариантов
Для создания стола с оригинальной столешницей, декорированной с помощью эпоксидной смолы, можно брать абсолютно любые породы деревьев, включая разнообразные обломки, спилы, щепочки и даже опилки, главное, чтобы все, даже самые крошечные частицы будущей столешницы, были тщательно просушены. В эпоксидной смоле удивительно смотрится старинная и грубая древесина. Для декора также можно удачно использовать морские и речные ракушки, гальку, сухие травы и цветы, монетки, прочие вкрапления, способные придать изделию особую оригинальность или определенную тематику. А смешав с эпоксидной смолой люминесцентные красители, вы создадите волшебный эффект свечения.
Весьма необычно в смоле выглядит дерево, поеденное жуками-короедами или поврежденное сыростью. Натуральные повреждения, залитые эпоксидкой с добавлением красителя или светящейся краски, могут создать на столешнице нереально красивые космические узоры. Всевозможные дырочки, трещины и дорожки в древесине можно создать и искусственным путем, создавая свой собственный рисунок. Все небольшие отверстия заполняют приготовленным раствором, воспользовавшись строительным шпателем. После отвердения излишки смолы убирают, используя шлифовальную машинку.
Процесс изготовления столешницы методом заливки является наиболее дорогостоящим и трудоемким, а также требует особой аккуратности в работе. Он используется при изготовлении столешниц с вложениями, а также для создания оригинальных дизайнерских экземпляров с фантастическими идеями и необычными решениями. Как, например, известный американский дизайнер Грег Классен, который создает оригинальные модели столов с «природными ландшафтами». «Река» или «озеро», застывшие в столешницах его удивительных столов, поражают своим величием и невероятной красотой.
О том, как сделать деревянный стол с рекой из эпоксидной смолы своими руками, смотрите в следующем видео.